следите за нами

в соцсетях

Карпатская Жесть

«Много мяса и жести», — так определили специфику своего маршрута участники «Жесть»-команды. За три дня карпатского рейда участники Международного клуба внедорожного туризма прошли три хребта под румынской границей. «Было все: затяжные подъемы, крутые спуски, колея и грязь по колено, снега по пояс, в которых барахтались 16 часов подряд, — рассказывает участник экспедиции « 4×4 EXTREME TEAM ЖЕСТЬ » франковец Руслан Ганущак. — Безумно красивые виды, вкуснейшее мясо с огня, душистый борщ из котла. А еще — интересные встречи и настоящие открытия. Водоворот эмоций …»

Без гламура

Маршрут рейда предопределяют капризы погоды, объясняет один из его авторов, руководитель клуба, львовянин Олег «Жесть». Обычно в конце апреля — начале мая на высоте 1400-1600 м — ветрено и изменчиво. За каких то пять минут солнце заслоняют низкие серые облака, выливают на капот ледяной ливень и несутся дальше. Дороги превращаются в реки. Реки — в водопады. Колеи засасывают, как трясина. По такой вот типичный жести и отправляются ежегодно в Карпаты участники туристического автоклуба — глотнуть экстремальных ощущений, проверить технику и себя. К ним пристают давние и проверенные друзья. Поэтому между собой участники называют экспедицию вечеринкой.

«Без гламура, с солидным запасом прочности и надежности, устойчивости и выдержки», — отмечает Олег. Последнее касается не брендовых внедорожников, которые прокладывают путь — Toyota Land Cruiser, Nissan, Mitsubishi, а людей.Перед стартом организаторы путешествия проводят собеседование и жесткий — «как положено для жести» — отбор участников. «Это закрытая вечеринка, — говорит Олег. — На этот раз выходим на хребты четвертый раз. С нами идут только проверенные и адекватные люди. Раньше сталкивались с тем, что люди на крутых и подготовленных машинах не выдерживают тяжелых условий путешествия, срываются в критических ситуациях, подвергают опасности себя и других. Поэтому отбор участников был, есть и будет».

Технически маршрут прокладывают штурманы клуба. Используют так называемые генштабовские карты. Уточнение вносят из уст знакомых лесников и местных жителей, у которых останавливаются на привалы. Рейд проходит старыми военными дорогами и заброшенными автодорогами, которые использовали для лесоразработки со времен Австро-Венгрии и иногда эксплуатируют теперь. Старт — с буковинского села Селятин на хребет Томнатикул, мимо белые купола «Памира» (заброшенной радиолокационной станции) через горную Яровицу к прикарпатскому селу Перкалаба. Оттуда – на хребет Прилучный и через село Сарата на следующий хребет Гринявских гор — Пневе. Хребтом выходят к горе Мясной Приступ (1581 м). Под вершиной — бивуак с сытным обедом, иногда — ночевка. А тогда — вниз, в Пробойновка, что в Верховинском районе.

При сухой весны маршрут делают сложнее — больше подъемов, скалистых и мокрых спецучастков т.д. Когда разверзаются небеса — идут чуть более легким путем. Обычно совмещают сложные и легкие участка трассы. «Вокруг такая красота! — Говорит Руслан Ганущак. — Как выбираешься на Томнатикул, ехать становится очень тяжело — народ застревает непрерывно. Не в болоте, а на фотосессиях!

Мужская работа

Фотики скоро отложили. На этот раз первые майские дни посыпались снегами так, что километры старых лесных дорог исчезли под метровыми сугробами. Чтобы пробить себе дорогу, мощные, специально подготовленные и «до зубов» оснащены джипы «протаптывали» последние пять километров подъема на хребет Пневе непрерывно 16 часов. Семь из них «рубились» — вытаптывали снег — в темноте. Первые экипажи выехали на полонину в четыре утра. Последние выехали из леса около шести.

Тактика «протаптывания» дороги выглядела так: авто на скорости «врезалось» в снежные сугробы, а при первых признаках буксования сдавало назад. Затем выбиралось на вбитую колею и снова «рвало» в сугробы. При этом снег на том месте, где, по карте и GPRS, должна быть дорога, ложился под колеса всего на 20-30 см. В несколькочасовых «качелях» у людей, которые идут первыми, срабатывает не только чувство юмора!

Облегчая путь следующим машинам, которых уже заносит и выбрасывает с дороги, использовали лебедки. Тросы цепляли к дереву, и авто постепенно подтягивалось на них вперед, преодолевая, опять же, несколько сантиметров за раз. «Чтобы не повредить дерево, ствол обматывали специальной корозахисною стропой, сверху к которой цепляли лебедку», — уточняет Руслан.

К обеду следующего дня уставший и не побежденный караван добрался цели путешествия — горы Мясной Приступ (1581 м). (Вот где много мяса! — Корр.) Да и жести в путешествии не было, радовались мужчины. Их поддерживали псы, женщины и дети. Участникам свойственно путешествовать «полным составом» — с семьями. При этом о безопасности малых и слабых заботятся особенно тщательно. Поэтому и в кренах, и в заносах все получают удовольствие. «Дети в таких экспедициях уже не первый раз, — рассказывает Олег. — Они были просто в восторге ». «Папа, давай, еще!» — Требовали малыши, когда их джип барахтался в сугробах.
Для души

«Маршрут для сильных телом и духом, — заключил Руслан. — Кроме сложности передвижения и опасности получить лавину на крышу, сказывается удаленность от людей, сел, цивилизации. Мобильные берут только в отдельных местах.Можешь надеяться только на себя, свой автомобиль и лебедку товарища ». В условиях горного экстрима каждая встреча представляется открытием. В конце концов, так оно и было.

Старый гуцул на одной из заброшенных кляуз по дороге на Перкалабу рассказал колоритную историю о здешних сплавщиках и сплаве леса. На Прилучном случилась сыроварня – по черному, без дымохода. В ней нашлись брынза с двойным посолом, сыр в трех вариантах. Хозяева — не пожилые супруги — гостям на джипах нисколько не удивлялись. Объяснили: «Да здесь недавно и поляки проезжали. — И после паузы добавили: — Где-то четыре года назад … »

Поразил и Свято-Троицкий Дуконський мужской монастырь в долине Большая Дуконя (1500 м) под одноименным горой, в 25 км (день ходьбы) от Пробойновка. Благожелательный и открытый отец Тит проводит здесь скромную монашескую жизнь с 2003 года. Молится и служит в часовне. Тяжело работает. Сейчас еще нужно много дров: снег на Дукони лежит с ноября до мая. Питается тем, что дает окружающая природа. По его мнению, это место как раз и является тем благословением, которое дарит возможность жить настоящей монашеской жизнью, полностью посвятив себя Богу. Несколько раз в год в монастырь на праздничные литургии приходят паломники из близлежащих поселений. С цивилизацией отца объединяет старенький мобильный телефон. Чтобы поговорить с него, отцу Титу приходится больше часа подниматься на соседнюю гору.

«Мы ни в коем случае не хотим, чтобы наше путешествие стало растиражированным туристическим маршрутом, — отмечает Олег« Жесть ». — Поэтому не собираем шумных компаний, не даем точных координат экспедиции.Радуемся, что вслед за нами тяжело пройти. Не хотим, чтобы были искалечены и засорены наши горы. Делаем все возможное, чтобы вне дорог не оставлять следов. Ибо каждому из нас нужно иметь и лелеять в своем сердце уголок нетронутой своей земли – для того, чтобы чувствовать себя человеком ».

Наталья КУШНИРЕНКО

Наши спонсоры

© 2011-2017, Международный клуб внедорожного туризма info@itoc.su

При использовании материалов ссылка на сайт itoc.su обязательна.

следите за нами

в соцсетях